суббота, 3 января 2015 г.

смт при плоско вальгус

Плоско-вальгусные стопы

Плосковальгусные стопы - деформация стоп, развивающаяся у ребенка вследствие слабости мышечно-связочного аппарата нижних конечностей и стоп и нарушенной иннервации со стороны малоберцового нерва. Это означает, что связочный аппарат стопы вашего малыша пока не способен справляться с возложенной на него функцией амортизатора, помогающего ребенку хорошо держать равновесие при ходьбе, беге, прыжках. Внешне это выглядит как уплощение свода стопы с отклонением пятки к внешней стороне, при ходьбе ребенок ставит ножку, опираясь на внутреннюю часть стопы.

Плоско-вальгусная деформация стопы может иметь наследственный характер, а может сформироваться у ребенка ввиду общей ослабленности организма, если малыш часто болеет. Не лучшим образом сказываются на формировании стопы чрезмерные нагрузки, связанные как с попытками научить ходить раньше, чем малыш к этому готов, так и с лишним весом, в случае действительного крупного ребенка.

Плоско-вальгусная деформация стопы не так безобидна. Первые признаки плоско-вальгусной установки стопы, как правило, появляются одновременно с первыми шагами ребенка. Стопа - своеобразный фундамент тела, деформация грозит и голеностопным суставам. За ними могут деформироваться при отсутствии лечения коленные суставы, таз получает неправильное расположение, осанка нарушается. Поскольку все это ведет к искривлению осей, как позвоночника, так и конечностей, возникает перегрузка мышц, и появляются боли. Могут довольно рано развиваться такие заболевания, как артрозы и остеохондроз.

Чем раньше начинать заниматься с этой проблемой, тем более вероятно её победить и помочь малышу сформировать здоровый связочный аппарат стопы, тем самым сняв излишнюю нагрузку со всего позвоночника. Решение о необходимости лечения должен принимать врач, рассматривая каждый конкретный случай. В лечении должны учавствовать два специалиста – ортопед и невролог.

Максимально эффективно лечение комплексное. Ортопед поможет подобрать ортопедическую обувь, невролог подберёт методики, укрепляющие мышечно-связочный аппарат стопы и нижних конечностей. Сочетание лечебной физкультуры, кинезиотерапии, массажа, тейпирования и стимуляционных физиотерапевтических программ даёт хорошие результаты. Тейпирование - это наложение и фиксация на несколько дней на теле человека специальных эластичных пластырей (тейпов). Тейпы улучшают функции мышцы посредством регуляции ее тонуса, улучшают проприоцепцию (кинестезию – чувствительность связок, сухожилий, мышц), увеличивают стабильность суставов, корректируют положение фасций, направления движений в суставах, увеличивают выносливость мышц во время продолжительной нагрузки.

На первое занятие ребёнок приходит с уже наложенными на ножки тейпами по индивидуальной схеме (а, значит, с уже скорректированным положением связок, с простимулированными тейпами мышцами), и занятия приносят результаты быстрее, ребёнку легче заниматься.

Для получения результата от лечения необходимо терпение и ежедневные занятия в домашних условиях в дальнейшем. Здоровья Вашему малышу!



Массаж и гимнастика при плоско-вальгусной установке стоп (плоскостопии).

Этиология (причина) При развитии плоскостопия статического характера основную роль играет хроническая перегрузка на фоне пониженного тонуса мускулатуры и слабости связочного аппарата суставов стоп. У детей до 3 лет  впечатление об отсутствии поперечного и продольного сводов стоп может создаваться в связи с избыточным количеством подкожного жирового слоя при наличии правильного строения скелета, однако уже можно делать профилактический массаж и гимнастику при плоскостопии с целью укрепления мышечно-связочного аппарата стоп. К 6-7 годам происходит нормализация сводов стоп.

Обычно развитие мускулатуры идёт параллельно росту костей стопы. Однако некоторые интеркуррентные заболевания (рахит, частые инфекционные болезни и др. ), также общая гипотония могут нарушать соответствие развития мышечной и скелетной систем. Менее выражены эти отрицательные явления у тренированных детей.

Таким образом, плоскостопие – следствие нарушения соотношений между анатомическим и функциональным состоянием стоп.

У детей различают:

а) понижение свода или уплощенный свод стопы, как следствие его замедленного развития. Такое состояние стоп без функциональных нарушений наблюдается у детей дошкольного возраста и является предрасполагающим фактором для развития плоскостопия.

б)  функциональная недостаточность стоп с наличием утомляемости и боли в них, и в икроножных мышцах после статической нагрузки. У больных отмечаются относительно хорошо выраженные своды стоп, однако имеется опасность их уплощения в дальнейшем.

в) статическое плоскостопие – это деформация стопы с уплощением сводов при наличии декомпенсации мышечно-связочного аппарата. Характерны боли и утомляемость при обследовании или наличие их в анамнезе. Во всех этих случаях рекомендуется начинать, как можно раньше проводить массаж и гимнастику при плоско-вальгусной установке стоп.

Родителям ребенка стоит обращать внимание на детские жалобы, если они становятся регулярными особенно после длительных физических нагрузок возможны боли. в стопах и икроножных мышцах. Дети с плоскостопием быстрее других утомляются, это первые признаки плоскостопия. Необходимо оценить визуально состояние стоп, в положении стоя (на наличие сводов), при ходьбе, беге, обратить внимание на пятки, т. к. плоскостопие часто сочетается с вальгусным отклонением пяточных костей. Так как визуальный осмотр не дает полного объективного представления о функционально-анатомическом состоянии стоп, лучше обратиться в лечебное учреждение, для квалифицированного осмотра компетентными сотрудниками (в данном случае хирург-ортопед). Если у вашего ребенка врач определил плоскостопие, обязательно поинтересуйтесь, какая степень, есть ли вальгус. Это необходимо для дальнейшего отслеживания динамики развития, и эффективности лечения, в процессе проведения курсов массажа и гимнастики при плоскостопии. Процесс лечения плоскостопия должен быть под контролем, потому как с ним надо справиться до 7-8 лет, после, это сделать трудно. Степень плоскостопия определяется при помощи плантографа (см. рисунок).

Ортопедические стельки сами по себе не исправляют плоскостопия, их цель остановить прогрессирование уплощения сводов стоп, а массаж и гимнастика при плоскостопии проводятся для формирования сводов стоп.

Массаж и гимнастика при плоско-вальгусной установке стоп являются наиболее эффективными методами лечения. Массажем подготавливается стопа к предстоящей гимнастике, Ткани стоп человека имеют мало кровеносных сосудов, и нуждаются в улучшении кровообращения, особенно перед предстоящей нагрузкой (гимнастикой). Тонизирующий массаж при плоскостопии проводится на мышцах стоп и икроножных мышцах голени, а расслабляющий на передней поверхности голени, это объясняется нерациональным распределением нагрузки на эти отделы нижних конечностей.

Гимнастика при плоскостопии проводится сразу после массажа, также желательно повторять серию укрепляющих упражнений в течении дня 2-3 раза по 15-20 минут.

Специалисты центра детского массажа «Счастливый малыш» будут рады помочь вашему ребенку избавиться от этой проблемы, у нас есть в этом, годами накопленный опыт и эффективные методики. Если у вас появились вопросы, то, пожалуйста, звоните к нам в центр за консультацией.



Вальгусная стопа

Вальгусные и варусные стопы - это разные диагнозы.

Вальгус - это когда бОльший упор идет на внутреннюю часть стопы. В результате чего в последствии, чаще всего, ножки искривляются Х-образно.

А варус - это когда бОльший упор идет на внешнюю часть стопы. Соответственно, чаще всего, ножки начинают искривляться О-образно.

Нашла одну статью в инете (по указанной ссылке статью не нашла,так что не знаю чья она):

". На нормальную ходьбу ребёнка влияет правильное развитие стоп, их анатомическая форма. В норме положение стоп ребенка выглядит следующим образом: стопы стоят параллельно друг другу, при каждом шаге параллельное положение стоп сохраняется

Стопы не должны быть повёрнуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости, тогда мы говорим о варусном приведении стоп. Стопы не должны быть чрезмерно разведены в стороны, тогда мы рассматриваем это как вальгусную установку стоп. Стопа, относительно своей продольной оси, не должна быть завалена вовнутрь – это уже вальгусная деформация стопы. При ней внутренний край обуви ребёнка обычно стирается. Если же стопа, относительно продольной оси завалена наружу, то это варусная деформация стопы. Стирается при этом обычно наружный край подошвы обуви. Существует ещё эквино-варусная деформация стоп. Но если такой диагноз поставлен, то это уже серьёзно. Серьёзны и вышеописанные деформации, но последняя совсем серьёзная.

Но наиболее важным периодом развития ходьбы является время первых 2-5 месяцев после года жизни, так как в течение этого срока можно легко проводить диагностику, корректировать и лечить.

Но чаще приходится родителям слышать, что ничего с дефектом ходьбы делать не надо, всё само пройдёт. Практически все родители получают совет приходить ещё раз на контроль в 3 года, затем после 3 лет, затем после 6 лет и т.д. Но проблема как была, так и не покидает Вашего малыша. Мало того, деформация ещё и развивается дальше. А как ей не развиваться? Естественно она развивается, так как при любой патологии стопы происходит неправильное перераспределение нагрузки и в ходьбе и стоя.

Вова К. 2 лет, пришел с мамой на приём. Я поставил диагноз: Вальгусная деформация правого и левого коленных суставов, вальгусная деформация обеих стоп. Я измерил вальгусный угол. Он был равен 45 градусам! Стопы опирались на их внутренний край, при чём мизинцы висели в воздухе. Конечно, такой ребёнок ходил с трудом, на много отставал в ходьбе от сверстников, активно балансировал руками в ходьбе, как бы хватаясь ими при каждом шаге за воздух. Я назначил ребёнку адекватное лечение, через год ребёнок пришёл ко мне с радостной мамой. Он просто залетел ко мне в кабинет. Замерив вальгусный угол, я с удовлетворением обнаружил, что от него осталось каких то 5 градусов. Но это уже не мешало ребёнку ощущать всю прелесть здоровой ходьбы.

Поэтому, дорогие родители, не ставьте эксперименты над Вашими детьми, не тяните с лечением. Ничего само по себе не проходит, это, к сожалению, не сказка. "

Опыт одной родительницы лечения вальгусных стоп у ребёнка:

солевые ванночки (1/3 стакана на 10 л воды, соль без добавок, сажать ребенка по пояс, температура воды не выше 37 гр. мин. 10-15. После ванночки мыть нельзя! Только подмыть. Всего 15 раз, через день. Повторить через 4-5 месяцев);

- парафиновые обертывания (это должен назначить врач. Либо просто сапожки, либо высокие сапожки, если уже наметиласьтенденция к Х-образному искривлению ног. Делать надо 20 раз-по 10 на каждую ногу, ноги чередуются каждый день);

- электрофарез с эуффилином (но это редко назначают, мы не делали);

- массаж (это главное! массаж нужен обязательно. Лучше всего делать так: сначала парафин и сразу же массаж, пока ножки разогретые. Массаж должен делать специалист);

- делайте сами дома упранения. Я напишу примерный перечень того, что делали мы. Но это не все, конечно. Просто некоторые я даже не знаю, как описАть, надо только показывать. Это все может Вам показать массажистка, она наверняка знает.

Эти упражнения делать каждый день дома.

Мне все упражнения показывал массажистка и ортопед.

1. Купите мячик, который обычно используют для игры в большой теннис (желтенький такой). Ставите ножку малыша на него, и катаете из стороны в сторону, взад-вперед.

2. Делаете "восьмерку". Большим пальцем руки ведете с усилием от мизинчика на ножке малыша вниз, до пяточки, и огибая ее снова вверх к большому пальцу на ножке. Как бы рисуете восьмерку.

3. Достаточно сильно трете большим пальцем свод стопы.

4. Это упражнение надо делать вдвоем (с папой, например). Один взрослый держит малыша подмышки, второй помогает ребенку приседать. Но при этом надо стопы поставить на носочки, и так на носочках приседать малыша. Потом меняете - ставите на пяточки. И также приседать. Но при этом малыш будет сильно отклоняться назад. Надо стараться держать его спинку по возможности прямо. Это отличное упражнение для свода стопы. Так же как и с мячиком.

5. Научите малыша ходить на носочках (босиком, конечно). Потом на пяточках (но это они осваивают гораздо позже). И внешней стороне стопы (если у Вас вальгус, а не варгус. Соответственно, если вальгусные стопы, то надо ходить на внешней стороне стопы, при варгусных - на внутренней).

6. Научите ребенка играть в ладушки ножками. Стопами ножек. Конечно, это только при вальгусной постановки стопы. Отлично испраляет и наметившуюся тенденцию к Х-ам.

7. Просто почаще массируйте стопы (пальчики, каждый в отдельности), крутите стопы из стороны в сторону.

Начет дорожек теперь.

Ну во-первых в ортопедических магазинах продаются такие замечательные колючие коврики резиновые. Отличный массажер. Мы кладем его чаще всего в ванну. Когда дочка купается все время топчется по нему. А под давлением воды - эффект лучший.

Во-вторых, можно купить просто керамзит (в цветочных магазинах продается). Насыпать его в ящик, в коробку и т.п. И давать малышу ходить по нему.

Можно сделать массажную дорожку и самой. Зачем покупать?

Сшейте кусок материи (можно туда поролон положить тонкий). И нашейте на него все, что найдете подходящее в доме. Бусинки, пуговички, кусочек меха, кусочки других тканей, фольгу, пищалки из старых игрушек. Можно сделать в этом куске отдельные кармашки и заполнить их: один песком, другой керамзитом, третий гречкой, четвертый - фасолью. Это будет не только массажер для ножек, но и увлекательная игрушка для малыша. Поверьте, это понравится больше, чем покупная подобная дорожка. Это же сделано мамой. Ваше задача - максимально предоставить разнообразных ощущений для ножек.

Ещё комплекс упражнений при косолапости (делаются без обуви!):

Ходьба (делается каждый день)

1. «Шаг балерины». Выставляем мысок одной ноги вперед и немного вбок, затем выдвигаем пятку этой же ноги как можно сильнее вперед, делаем шаг, далее повторяем с другой ногой. Нужно следить за тем, чтобы ноги выпрямлялись в коленках до конца.

2. «Ходим как клоун». Встаем пятки вместе, мыски как можно сильнее в стороны. Таким образом начинаем ходьбу, стараясь сохранить первоначальное положение.

3. «Ходьба на мысках». Мыски должны быть обязательно в стороны.

4. «Ходьба на пятках» То же самое.

5. «Ходьба ИКСОМ» (для тех, кто не страдает икс-образн ыми ногами). Стараемся встать на внутреннюю часть стопы. Для этого приходится чуть присесть, коленки выдвинуть вперед, поднять внешний край стопы (мыски в стороны!). Упражнение тяжелое, сразу ребенку очень трудно.

6. «Как солдаты». Высоко поднимая коленки (они должны быть направлены только вперед параллельно друг другу), мыски разводим в стороны.

Упражнения с гимнастической палкой (можно любую палку подлиннее диаметром примерно 1,5 – 2,0 см) (делается каждый день)

1. Ходьба поперек палки. Обязательно. Пятки должны касаться земли.

2. Ходьба вдоль палки как цирковой артист.

3. Ходьба таким образом как и в «Шаге балерины», только мысок нужно ставить на палку, а пятку оставлять на земле.

Присед ания (можно комбинировать)

1. Обычные приседания. Стремиться к тому, чтобы ребенок делал их сам. Руки вперед, стопа полностью стоит на земле. На первых порах, можно держать ребенка за руки (10-15 раз)

2. Приседания скрестив ноги. То же самое, но здесь ребенку обязательна помощь родителя. Нужно держать его за руки.

3. «Киска». Ребенок встает напротив дивана (кресла), делает наклон, достает руками до пола, и начинает передвигаться вперед одними руками до дивана, достает до дивана. При этом ноги выпрямляются. Родитель в это время сидит сзади и держит ребенка за ноги (старайтесь оттянуть пятки ребенка как можно ниже к полу). Достав до дивана, ребенок делает отжимания, затем вновь руками по полу возвращается в исходное положение.

Упражне ния с гимнастической стенкой (можно комбинировать с приседаниями)

1. К стенке дополнительно или покупается, или изготавливается небольшая деревянная горка. Ребенок встает на горку полностью всей ступней, и передвигается, держась за родителя, вверх. Колени полностью выпрямляем. Следить за тем, чтобы мыски были направлены в стороны, ступня полностью касалась горки.

2. Стоя на горке и держась за одну из ступенек стенки, ребенок сам может делать приседания. Следить за тем, чтобы колени были направлены только параллельно вперед, а не в стороны.

3. Просто лазание по лесенкам горки тоже хорошее упражнение, если ребенок лазает без обуви.

4. «Лазаем по-матросски». Подражая матросу, обхватываем бедрами одну из опор гимнастической стенки, ставим ногу на нижнюю ступень так, чтобы ступня была вывернута в сторону, отталкиваемся, ставим также другую ногу и т.д.

На ночь, перед тем, как надеть лангеты:

1. Лежа, поднимаем до упора стопу вверх, затем в сторону до упора. Повторить по 20 раз каждой ногой.

2. Лежа, родитель поднимает ногу вверх и в сторону и просит ребенка удержать ногу в таком положении на счет до 10. Повторить 3 раза с каждой ногой.

П.С. информацию скопировала в инете.



Консультации детского врача-ортопеда

26.09.2008 | наталья | как лечить врожденную косолапость.ребенку 2 года

Ответ: Здравствуйте Наталья!

Лечение косолапости должно быть комплексным: этапное гипсование, редрессирующие повязки, массаж, физиопроцедуры, ортопедическая коррекция (обувь, туторы). Выраженные эквино-варусные деформации корректируются оперативно.

02.09.2008 | Виктор | Возможно ли изготовление по гипсовым слепкам орто-обуви(наподобии аппарата Елизарова)для исправления врождённой косолапости стоп нашего сына 11.12.06.г.р.и что для этого от нас потребуется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий